Архетипы

Алина Адт - виртуоз архетипов, брендмейкер с 15+ лет опыта практики
ИНСАЙТЫ «ИЗ ЗАМЕТОК» ОТ АЛИНЫ АДТ
12 марта 2023
Архетип — это универсальный символ, персонаж или ситуация, представляющая собой типичную модель человеческого опыта или поведения. Это фундаментальная и повторяющаяся тема, которая проявляется в разных культурах, религиях и исторических периодах.
Понятие архетипов восходит к древним цивилизациям и религиозным традициям, к древнегреческой философии, в частности, к платоновской идее Форм или Идей, которые представляют собой вечные, неизменные и совершенные версии всех вещей, порождающие физический мир.

Само слово «архетип» происходит от греческих слов «архе» (что означает «первоначальный» или «первый») и «типос» (что означает «образец» или «образец»).

Но современное понимание архетипов в психологии можно отнести к швейцарскому психиатру Карлу Юнгу.

Архетипы сегодня рассматриваются как способ связи с бессознательным и глубоким психологичным опытом, и их можно использовать в различных формах терапии, самопознании, искусстве, кино, рекламе и брендинге.

Какие архетипы бывают? Юнг говорил, что их бесчисленное множество: архетипы личности, архетипы ситуаций, архетипические сюжеты и тд.

Архетипы Юнга

теория архетипов личности и какие архетипы существуют в психике каждого из нас
Архетипы по Юнгу — врожденные, унаследованные структуры психики, существующие независимо от вашего личного жизненного опыта.
Карл Юнг, швейцарский психолог, впервые представил концепцию архетипов в своей книге 1919 года «Архетипы и коллективное бессознательное». Именно Юнг ввел понятие архетипа в свою теорию коллективного бессознательного. Согласно Юнгу, архетипы являются строительными блоками нашей психики и формируют наше восприятие мира, наши ценности и наши отношения.

Архетипы можно рассматривать как способ связи с более глубоким и универсальным человеческим опытом, и их можно использовать в различных формах терапии, творческого письма и самопознания

Какие бы архетипы ни были активны в вас и в других, они обеспечивают линзы, через которые вы и они интерпретируете мир и, следовательно, определяете, что заметить, а что отфильтровать. Например, когда в вас активен Хранитель, вы можете войти в комнату и сразу же найти того, кому неудобно, кто потерян или иным образом нуждающимся в чем-то. Если Воин — вы не упустите возможность посоревноваться, а также столкнуться с какой-либо несправедливостью.
Когда вам надоест читать по кругу про архетипы :) - вам сюда>
Когда говорят фразу «архетипы Юнга» — имеют ввиду не 12 архетипов (12 архетипов появились значительно позже), а вот эти 5, составляющие структуру психики:

Тень: представляет более темные, подавленные аспекты личности человека, которые обычно скрыты от сознательного разума.

Анима и Анимус: противоположный гендерный аспект внутри каждого человека и может проявляться как в положительных, так и в отрицательных качествах.

Персона: социальная маска, которую человек представляет миру, часто скрывая свою истинную природу.
Архетипы Юнга
Самость: архетип, который представляет собой единство и интеграцию всех аспектов личности человека и является конечной целью процесса индивидуации.

-----------
и отдельно, Юнг часто упоминал следующие архетипы:

Трикстер: архетип озорства, творчества и бунта и часто ассоциируется с нарушением социальных норм и условностей.

Мудрец: архетип мудрости, знаний и опыта и часто ассоциируется с руководством и наставничеством.

Мать: забота - аспект женского начала безусловной любовь и принятия.

Отец: защита и власть аспекта мужского начала, олицетворяющий руководство, дисциплину и структуру.

Герой: архетип человека, преодолевающего трудности и препятствия для достижения благородной цели.


Архетипы Пирсон

Путь от архетипов Юнга к архетипам в брендинге, искусству и кино
12 архетипов Пирсон придуманы не Юнгом!
Кэрол Пирсон — известный ученый и писатель, которая подробно исследовала и написала об архетипах в мифологии и психологии много книг.

Именно Пирсон определила 12 архетипов, которые теперь и называют «архетипами Пирсон». И они же, используются в брендинге.

Система 12 архетипов Пирсон основана на идее, что каждый человек обладает доминирующим архетипом или основным типом личности, который формирует его поведение, отношения и убеждения.

Эти 12 архетипов сгруппированы можно разделить на 2 дихотомии:
стремление к порядку vs стремление к переменам,
стремление к принадлежности vs стремление к самопознанию.

Архетипы Порядка — это Хранитель, Правитель и Создатель

Архетипы Самопознания — это Идеалист, Мудрец и Искатель

Архетипы Влияния и Перемен — это Герой, Маг и Бунтарь

Архетипы Слияния — это Шут/Балагур, Влюблённый и Друг (Реалист/Славный Малый)

Система архетипов Пирсона широко использовалась в психологии, литературе, маркетинге и других областях как способ понимания человеческого поведения и мотивации. Определив свой доминирующий архетип, люди могут получить представление о своих сильных и слабых сторонах и потенциале для личностного роста.

12 архетипов Пирсон:

какие архетипы использовать для распаковки личности, личного бренда, архетипа компании или самоидентификации
  1. Невинный: оптимистичный, простой и чистый.
  2. Искатель: предприимчивый, беспокойный и любопытный.
  3. Мудрец: мудрый, знающий и вдумчивый.
  4. Герой: мужественный, сильный и решительный.
  5. Преступник: мятежный, независимый и разрушительный.
  6. Маг: таинственный, преображающий и влиятельный.
  7. Обычный человек: реалистичный, практичный и надежный.
  8. Любовник: романтичный, страстный и чувственный.
  9. Шут: игривый, юмористический и непочтительный.
  10. Опекун: заботливый, поддерживающий и сочувствующий.
  11. Правитель: авторитетный, могущественный и ответственный.
  12. Творец: инновационный, изобретательный и артистичный.

Архетипы в брендинге

Архетипы бренда - какие архетипы использовать в личном брендинге и брендинге компаний
Архетипы — недостающее звено между мотивацией клиента и продажей товара
Когда вы развиваете бренд своей компании, в хорошей практике вам нужно определить — какую «личность» вы должны проецировать через бизнес. Как узнать, какое место занимает ваш бренд по сравнению с другими брендами на рынке?

Все маркетологи знают, что успешная продажа стоит на основе понимания человеческих мотивов. Однако если раньше не существовало научного метода, который соединяет глубинную мотивацию людей со смыслами и ценностями продукта, то последние годы такая методика есть — это и есть понимание архетипов
Некоторые архетипы, которые мы, брендмейкеры, используем брендинге:
  1. Невинный: олицетворяет чистоту, простоту и оптимизм. Бренды, воплощающие этот архетип, включают Dove, Coca-Cola и McDonald's.
  2. Искатель: олицетворяет приключения, открытия и независимость. Бренды, воплощающие этот архетип, включают Jeep, The North Face и Red Bull.
  3. Мудрец: представляет знание, мудрость и точность. Бренды, воплощающие этот архетип, включают Google, например.
  4. Герой: олицетворяет мужество, силу и настойчивость. Бренды, воплощающие этот архетип, включают Nike и BMW.
  5. Бунтарь: представляет бунт, свободу и неподчинение. Бренды, воплощающие этот архетип, включают Harley Davidson, Virgin и Diesel.
  6. Маг: представляет трансформацию и инновации. Бренды, воплощающие этот архетип, включают Disney, Tesla и частично Apple.
  7. Славный малый/Друг: олицетворяет подлинность, скромность и земные ценности. Бренды, воплощающие этот архетип, включают IKEA, Subaru и Levi's.
  8. Любовник: представляет страсть, близость и чувственность. Бренды, воплощающие этот архетип, включают Victoria's Secret, Chanel и Godiva.
  9. Шут/Балагур: олицетворяет юмор, игривость и спонтанность. Бренды, воплощающие этот архетип, включают M&M's, Old Spice и Skittles.

Если вы хотите изучить архетипы глубоко и научиться практически их применять — приходите на практический курс, где я больше 4х месяцев обучаю как работать с архетипами и делать распаковку личности>
Если вы хотите узнать свой архетип или определить архетип бренда, — пройдите тест.
Там же — кладезь информации о каждом архетипе, курсы и тренинги по архетипам, так как это моя профессия уже свыше 15 лет.


Больше постов по архетипам с примерами в моём Телеграм Канале >

С вами была Алина Адт