Портрет клиентов:
10 пунктов для составления аватара клиента

Алина Адт - виртуоз архетипов, брендмейкер с 15+ лет опыта практики
КОРОТКИЕ ИНСАЙТЫ ОТ АЛИНЫ АДТ
9 декабря 2022
Всем предпринимателям должно быть понятно, что ваш доход – это результат того, насколько круто продукт, который вы продаете, решил проблемы («боли») клиента.
Однако, когда задаешь вопрос: «Расскажите, кто ваши клиенты?», большинство компаний не смогут нарисовать внятный образ, разве что размытые две строчки про пол, возраст и доход… как будто сами своих клиентов никогда в глаза не видели.
Портрет клиента или аватар клиента – это детальный образ, содержащий наиболее проявленные общие черты отдельных ярких групп среди вашей целевой аудитории.
Портрет клиента необходим, чтобы выявлять общие проблемы и мечты клиентов, создавать для них идеальные решения и создать для клиентов условия, чтобы им было легко принять решение о покупке у вас.

1) При составлении аватара клиента необходимо собрать максимум информации, которая влияет на принятие решения клиентом именно в вашем типе бизнеса:

  • Какие предпочтения и что мотивирует клиента?
  • Что его демотивирует и чего он боится?
  • Что порождает его доверие? Например, поводом для недоверия может быть для одного – низкая цена продукта, для другого – неверный с точки зрения его системы ценностей дизайн «упаковки» и позиционирования бренда.
  • Где его найти? Например, где вы сможете показать рекламу своему клиенту, если это преуспевающий бизнесмен, который не пользуется соцсетями?
  • Информацию о брендовых предпочтениях и стиле жизни.
2) При составлении аватара также важно исключить всю информацию, которая не имеет отношения к продажам и поведению. Часто я вижу аватары клиентов, содержащие досье, которое можно отправлять в мусорное ведро, так как текст набирался с целью заполнить пустое место.

3) Для каждого бизнеса потребуются свои данные для аватара: если вы продаете детские или смежные детям товары – важно знать состав семьи, возраст детей, модель воспитания, образ идеальной матери среди вашей целевой аудитории, «враги» – стереотипы о себе, с которыми мама не согласна.
10 пунктов для составления аватара клинета
Составляем психологический портрет вашего клиента
  • Типаж и архетип
    Например, «офисный интеллектуальный сноб», «босс-гармонизатор», «тренер-экстремал», «любимая жена-домохозяйка», «светская разгильдяйка»... Всё это, конечно, об архетипах.
  • Возраст
    Это дает нам информацию не только для таргетинга рекламных объявлений, но и, что важнее, о его позиции в теории поколений, базовых ценностях... Важно понимать состав семьи: кто принимает решение о покупке.
  • Стиль жизни и общения
    Чем занимается, как отдыхает, любит быть в сообществе или индивидуалист? Общается на «ты» или на «вы»? Какое у него чувство юмора?
  • Где его найти оффлайн?
    Где найти физически нашего клиента: город, страна, любимый универмаг...?
  • Где его найти виртуально?
    Локация клиента в сети, любимый паблик или форум, события, которые он посещает.
  • Лидеры мнений: кто влияет на клиента?
    На какие СМИ и на каких блогеров подписан клиент, кто влияет на его мировозрение и покупательское поведение
  • Его критерии выбора товара?
    Что для него является критерием выбора при покупке вашего продукта?
  • Какие проблемы этого конкретного клиента решает ваш продукт и как?
    Какие проблемы этого конкретного клиента решает ваш продукт и как?
  • Страхи и барьеры: что мешает ему купить?
    Чего он опасается при покупке вашего продукта и что мешает ему купить?
  • Что меняет ваш продукт в жизни клиента?
    Как изменится его жизнь после приобретения вашего продукта?
Чтобы портреты клиентов были живыми и реальными, а не галлюцинацией собственников компании – проведите исследование своих клиентов, например, в формате десятиминутного телефонного интервью, а после – обязательно наградите клиента за потраченное время каким-либо ценным для него бонусом. Если вы находитесь на старте, и нет клиентской базы – изучите соцсети, форумы и паблики, где клиенты обсуждают вашу тематику, и обязательно включите в аватар ключевые слова, фирменные фразы и словесные обороты, которыми клиенты ищут ваш продукт в интернете.

Больше постов по архетипам с примерами в моём Телеграм Канале >

С вами была Алина Адт